Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы ЗИЛ
Определение стуков в дизельном двигателе ЗИЛ. Наиболее простой и доступный способ диагностики состояния кривошипно-шатунного механизма заключается в определении стуков в дизеле с помощью стетоскопа. Работы проводятся на прогретом дизеле при температуре охлаждающей жидкости 75~80 С. Усиление звука в стетоскопе происходит при колебании мембраны или специально встроенным транзисторным усилителем, который имеется в стетоскопе «Экранас» мод. КИ-1154.
При проверке подшипников коленчатого вала ЗИЛа, стержень прислоняется к боковой стенке блока цилиндров дизеля в месте расположения коренных подшипников или на уровне шатунных подшипников при положении поршня в ВМТ. Стуки прослушиваются на прогретом дизеле при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.
Стук коренных подшипников коленчатого вала сильный, звук глухой, низкого тона, прослушивается при быстром изменении частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу, что достигается резким увеличением или уменьшением подачи топлива и под нагрузкой. Стук появляется при зазоре 0,1—0,2 мм. При больших зазорах в подшипниках двигателя ЗИЛ, стук слышен даже при постоянной частоте вращения коленчатого вала. При отключении одной форсунки характер стуков почти не изменяется.
Стук шатунных подшипников коленчатого вала сильный, звук более резкий, чем у коренных подшипников, прослушивается при резком изменении частоты вращения коленчатого вала или под нагрузкой. При отключенной форсунке в цилиндре, в нижней головке шатуна которого имеет место повышенный зазор, стук уменьшается или вообще пропадает. Таким образом можно определить увеличенный зазор в конкретном шатунном подшипнике.
Стуки в сопряжении поршневой палец-шатун (появляются при зазоре 0,1 мм) звонкого металлического звука, который слышен при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. При отключении форсунки стуки в этом цилиндре исчезают. Похожие стуки могут возникать и при малом угле опережения впрыска топлива. При установке нормального угла стуки исчезают. Этого не происходит при увеличенном зазоре поршневого пальца в верхней головке шатуна или в бобышках поршня. Стуки исчезают и при снижении нагрузки на дизель.
|